Задолженность предприятий ЖКХ остается одной из главных проблем в энергетике. Обслуживание и ремонты электростанций, надежное прохождение зимних нагрузок, ремонт теплосетей – выполнение этих стратегически важных задач осложняется нерешенностью вопроса с накопленными долгами.
С учетом того, что долги за коммунальные услуги в России уже составляют порядка триллиона рублей – проблема эта государственная.
Там, где власти вовлечены в процесс решения ситуации, уже есть положительный опыт. Решение вопроса возможно в нескольких плоскостях – возврат долгов за счет региональных бюджетов, наказание руководителей субъектов и управляющих компаний, вплоть до уголовного наказания, или переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими компаниями (РСО).
Первые по прямым
По инициативе Минстроя до конца 2016 года правительство рассмотрит законопроект о прямых договорах с РСО. С его помощью планируется узаконить возможность расчетов жителей с поставщиками без посредников. Это означает, что коммунальные платежи будут поступать не на счет управляющей организации, а на счет поставщика ресурсов. Такой положительный опыт в регионах России уже есть.
Именно управляющие организации являются основными неплательщиками за тепловую энергию. Минуя посредников, удастся избежать расходования средств не по назначению, повысить собираемость, а значит, снизить долги. Эти выводы подтверждает опыт ТГК-1, которая работает на территории четырех субъектов России.
Одним из первых регионов страны, где была применена такая схема, стало Заполярье. С 2010 года Мурманская ТЭЦ, которая входит в группу компаний «ТГК-1», начала выстраивать новые отношения с потребителями.
– В самом начале мы столкнулись с непониманием: появилась новая дополнительная квитанция за тепло, жители практически не интересовались вопросами управления своими домами. Но постепенно пришла ясность, что оплату должен получать тот, кто производит коммунальные ресурсы, – отметил Станислав Назаров, исполнительный директор ПАО «Мурманская ТЭЦ». – Власти региона и города поддерживают такой подход и понимают, что если теплоснабжающие предприятия недополучают средства, то они не могут гарантировать надежную работу станций, обеспечивать в течение девяти месяцев северной зимы теплом людей, закупать топливо и проводить ремонты. У нас сложился конструктивный диалог с губернатором Мурманской области и профильными министерствами по выработке совместных путей решения проблемы неплатежей.
Платеж за тепло на Севере довольно существенный. В среднем жители ежемесячно платят 3‑3,5 тысячи рублей за эту услугу.
– За каждый рубль приходилось и до сих пор приходится бороться. Со стороны некоторых управляющих компаний мы встречали сопротивление, которое для нас было сигналом недобросовестности. Коммунальщики не хотели расставаться с деньгами жителей. И это стимулировало искать новые пути повышения собираемости, применять разные способы взаимодействия и взыскания, – добавляет Станислав Назаров.
Без чувства долга
Когда большинство управляющих компаний удалось перевести на прямые расчеты, оказалось, что долгами жителей никто не занимается – этот дополнительный объем работ не приносит ощутимой выгоды управляющим организациям. Тогда Мурманская ТЭЦ внедрила практику выкупа задолженности населения в рамках договоров цессии. Энергетики стали самостоятельно направлять долговые уведомления и обращаться в суды.
Кроме того, в Мурманской области на злоупотребления в сфере ЖКХ обратили внимание правоохранительные органы и начали привлекать руководителей УК и ТСЖ к уголовной ответственности за нецелевое использование средств. Первый приговор в виде 5 лет лишения свободы за растрату средств жителей был вынесен в 2012 году директору УК ЗАО «Север-Вод» Генрику Аветисяну.
Сейчас в Мурманске большинство управляющих организаций перешли на прямые расчеты, а собираемость средств выросла до 96 процентов. Вынесены приговоры уже по четырнадцати уголовным делам в отношении руководителей коммунальных предприятий. И главное, жители поверили – платить напрямую проще. Понятнее, прозрачнее и безопаснее – деньги не уйдут в неизвестном направлении.
Стремимся к 100 процентам
Опыт Мурманской ТЭЦ был поддержан в Апатитах и Кировске Мурманской области.
– За исключением двух управляющих компаний все наши потребители получают отдельную квитанцию. Это более 40 тысяч счетов ежемесячно, – подчеркивает Всеволод Болотов, заместитель директора Апатитской ТЭЦ. – В переходе на прямые расчеты нам помогли местные особенности – в Апатитах была распространена непосредственная форма управления домами, и это позволяло изначально получать средства напрямую в большом сегменте.
Именно сами поставщики тепла больше всего заинтересованы в повышении собираемости средств. Практика показывает, что большинству должников достаточно одного напоминания для оплаты квитанции. И этот опыт Апатитская ТЭЦ активно использует, направляя тем, кто просрочил платеж, долговые уведомления.
ЕТО по‑карельски
В зоне работы Петрозаводской ТЭЦ ОАО «ТГК-1» также организовало прямое взаимодействие с потребителями. В 2015 году в Петрозаводске была утверждена схема теплоснабжения города, и ОАО «ТГК-1» получило статус единой теплоснабжающей организации. Карельский филиал компании стал единым центром расчетов за тепло и горячую воду. Клиентский отдел производит расчеты, выпускает квитанции и консультирует жителей.
– Наладив основную работу сбытового подразделения, мы также начали выстраивать систему работы с должниками, думаем о тех мерах, которые могут побудить человека платить вовремя. Поставщики тепловой энергии по сравнению с другими ресурсоснабжающими организациями не имеют возможности ограничивать подачу тепла или горячей воды в жилых помещениях. Безусловно, есть положительный момент в том, что мы ведем расчеты напрямую с бытовыми потребителями, минуя управляющие компании, – отмечает директор по экономике и финансам филиала «Карельский» Алексей Ермаков.
Плоды работы с потребителями напрямую налицо – сегодня уровень собираемости в Петрозаводске достигает 90 процентов.
Петербург изучает опыт
Для Петербурга переход на прямые платежи может стать чуть ли не единственным спасением от растущих долгов. При этом уже сейчас задолженность за поставленные ресурсы исполнителей коммунальных услуг перед компанией составляет 6,3 миллиарда рублей. Из этого на сумму 1,4 миллиарда ТГК-1 получены исполнительные листы.
При этом в опросах СМИ жители винят в долгах безответственные управляющие компании, которые копят долги, и власти, не желающие брать на себя ответственность за решение проблемы. Масло в огонь подлила неразбериха в платежных документах, которые этой зимой выставляли жилищники. Петербуржцы все чаще задаются вопросом, как перейти на прямые платежи. Сейчас в ряде районов города проходят собрания собственников многоквартирных домов, на которых главный вопрос – схема расчетов за тепло.
– Мы слышим те же вопросы, что звучали в Мурманске 6 лет назад: дополнительная квитанция, комиссии за оплату, новые расходы, сохранение льгот. Ответы просты: квитанция уже давно не единая – за свет и газ петербуржцы платят отдельно, комиссий и дополнительных сборов мы не выставляем, напротив, покрывая расходы по выпуску отдельной квитанции. Главное, каждый получает возможность контролировать свои платежи. Ведь часто вопрос у жителей такой: мы платим, а говорят, что наша управляющая компания должник. Интерес к теме растет, – подчеркивает Сергей Лапин, начальник департамента по сбыту тепловой энергии ОАО «ТГК-1».
Как показывает практика Заполярья и Карелии, в вопросе перехода на прямые платежи важную роль играет помощь властей. Без наличия единой городской стратегии управления жилфондом процесс затягивается.
Особые должники
В Санкт-Петербурге есть и другая особенность расчетов. Свыше половины задолженности за тепловую энергию – 4,4 миллиарда рублей – приходится на жилкомсервисы, принадлежащие городской администрации. Это организации, в управлении которых находится большой объем жилфонда.
Для решения проблемы неплатежей данного сегмента потребителей ОАО «ТГК-1» было предложено увеличить уставные капиталы жилкомсервисов за счет городского бюджета. Средства в рамках погашения задолженности пойдут на увеличение ремонтной программы.
В марте 2016 года Санкт-Петербургский государственный университет провел исследование законодательства по вопросу возможности предоставления бюджетных субсидий ресурсоснабжающим организациям с целью возмещения недополученных средств от продажи ресурса управляющим организациям-исполнителям коммунальных услуг. Анализ нормативной документации показал, что предоставление субсидий предусмотрено ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
При этом БК РФ не ограничивает органы власти в определении круга задач, решение которых может обеспечиваться на основе субсидирования. Напротив, при государственном регулировании стоимости услуг бюджетная поддержка возможна. Под это условие попадают услуги по теплоснабжению, тарифы на которые устанавливаются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Кроме того, законодательство не запрещает выделение субсидий в целях погашения обязательств в рамках мер по предупреждению банкротства. В настоящий момент Арбитражный суд Санкт-Петербурга рассматривает заявления о несостоятельности двух городских управляющих компаний – ЖКС №3 Кировского района и ГУП РЭП «Строитель», обслуживающих около 340 зданий. Так или иначе, признаки банкротства имеют большинство компаний, обслуживающих жилой фонд города. Если энергетики одновременно подадут в суд заявления о банкротстве своих должников, то коллапса в ЖКХ Петербурга, пожалуй, не избежать.
Без посредников
Энергетики на себе чувствуют, как задолженность потребителей влияет на возможности обновления мощностей, на прохождение отопительного сезона, на выполнение ремонтных программ. И если тепло поступает в дома и на предприятия бесперебойно, то оплата коммунального ресурса возвращается к его производителю долгими путями, а иногда и вовсе теряется по дороге. Положительный опыт последних лет показывает, что в длинной коммунальной цепочке не должно быть лишних звеньев.