Мурманская область - один из последних регионов, где для отопления и подогрева воды в качестве топлива на котельных используют мазут. Понятно, что с таким видом горючего избежать загрязнений невозможно. Но вот сократить их число - вполне по силам нашим специалистам. Пока большая часть крупных городов страны использует для выработки тепла газ, Мурманским энергетикам в сложных условиях экологических норм приходится придумывать и внедрять новые технологии. Съёмочная группа «Арктик-ТВ» побывала на Южной котельной областного центра и в производственной лаборатории Мурманской ТЭЦ, где контроль выбросов контролируют особенно тщательно.
Самый простой способ, чтобы определить нарушения в работе котельной, - посмотреть на то, какого цвета дым выходит из её труб. Если белого, то всё в пределах нормы. По этому признаку специалист может сказать о работе станции многое, но на современных предприятиях цвет дыма - далеко не основной индикатор хорошей работы оборудования.
«Бывают разные погодные условия, поэтому и цвет дыма может меняться, - поясняет Владимир Демидов, начальник котельного цеха № 1 ПАО «Мурманская ТЭЦ». - На солнце он смотрится так, а в пасмурную погоду - иначе. Поэтому доверять визуальной оценке нельзя, чтобы получить объективную картину, нужны приборы».
Чем лучше сгорает мазут, тем меньше вредных веществ попадает в атмосферу. Таким принципом руководствуются сотрудники Мурманской ТЭЦ, постепенно переводя котлы на уникальные паромеханические форсунки. Эти устройства работают по принципу инжектора в автомобиле. Энергетики сами разработали и производят это оборудование. Кроме нескольких городских котельных нигде в России такую технологию больше не используют.
«Применение таких форсунок началось пять лет назад на паровых котлах Южной котельной, - напомнил Дмитрий Маренков, мастер группы наладки режимов горения ПАО «Мурманская ТЭЦ». – С улучшением процесса горения мы увидели и уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу».
Создание такой форсунки сложнее и дороже, чем обычной. К тому же каждое устройство испытывают на водяном стенде, где лучше всего заметны различия в работе. Один механизм распыляет воду почти в пар, а вот другой - обычная поливальная машина.
Прежде чем пойти в работу, мазут проходит несколько ступеней очистки. И главное - контроль качества, который обеспечивают сотрудники производственной лаборатории, где проверяют каждую партию топлива. Если что-то не так, то цистерны просто забракуют.
«За последний 2015 год и начало нового у нас никаких отклонений не было, всё работало в соответствии c нормативами, - отмечает Елена Шмидт, начальник лаборатории химического контроля ПАО «Мурманская ТЭЦ». - У нас есть специальный отдел, который ведёт претензионную работу с поставщиками. Специалисты лаборатории следят и за количеством вредных веществ в выбросах Южной, Восточной и Центральной котельных. Для снятия проб используют современные газоанализаторы».
Светлана Кочеткова, инженер лаборатории охраны окружающей среды и промышленной санитарии ПАО «Мурманская ТЭЦ», дополняет коллегу по работе: «Мы замеры производим непосредственно в производственных помещениях, рядом с источниками выбросов. Если нам позволяет температура воздуха на улице, то мы можем подняться и отобрать пробу газа непосредственно на нашу трубу».
Большинство котельных в крупных городах уже давно избавились от мазутозависимости, перейдя на более экологичный вид топлива - газ. Но у нас такой вариант по-прежнему экономически не выгоден. Приобретение мазута лучшего качества повысит в разы стоимость отопления, а любые повышения тарифов в итоге скажутся на потребителях. В условиях Севера сложно сделать и закрытую систему выпаривания мазута из цистерн, так как она значительно замедлит технологические процессы, что фактически парализует всю систему подготовки топлива.